Двустволка. Ночные снайперы
Диана сейчас занята…
Нет, только не сегодня… Позвоните позже… Пресс-секретарша группы "Ночные
Снайперы" придумывала все новые и новые отговорки на мои настойчивые просьбы
об интервью. Под конец посоветовала прислать вопросы по факсу. "Начинается
– подумала я. – Без году неделя на сцене, а уже звездянка началась". Поэтому,
когда договоренность об очной встрече была все же достигнута, настроение было
изрядно подпорчено. Еще один разговор с усталой рок-звездой в ботинках на платформе.
- Нет, нет, ни одного вопроса, пока ты не съешь пару кусочков, - так встретила
меня Диана Арбенина, одна из "снайперш", в одном из столичных клубов.
Присаживаюсь за маленький столик, на котором с трудом умещается некое сооружение
из кастрюли, газовой горелки и каких-то чашечек вокруг
- А что это?
- Это называется фондю, кажется, швейцарское блюдо. Вот тебе две вилки, на них
вот так вот начпокиваешь мясо… Ты ешь мясо? Курицу, свинину или говядину, правда,
на говядину я что-то подсела, ее мало осталось… И туда в кастрюльку с бульоном
их. Долго варить не надо, чтобы было сочным. И потом макаешь в любой соус –
карри, кетчуп, татарский, чесночный… Просто обалденно. Давай пробуй.
Мы "начпокиваем", пробуем, о чем-то болтаем…"Боже, как же она
напоминает Земфиру", - подумалось мне. Нет, не нынешнюю. Когда Земфира
только выпустила свой первый альбом и еще без рукоприкладства общалась прессой,
она была такой же классной девчонкой – веселой и искренней.
Странствующий джаз
- Диана, честно говоря, сюда я шла с небольшим предубеждением – мне показалось,
что в последнее время у группы появились некоторые признаки звездной болезни.
Договориться об интервью с тобой было непросто…
- Да нет, просто раньше у нас было много времени и мало концертов, а теперь
все по-иному. Позавчера, например, мы были в Барнауле, потом концерт в Алма-Ате,
и вот сегодня мы прилетели в Москву из Алма-Аты, чтобы записать романс для сериала
по Акунину? И сегодня же мы уезжаем в Питер. Достаточно напряженный график.
Так что предубеждение, мне кажется, ложное.
- Может быть. Но вот еще один пример, который тоже навел меня на подобные мысли
– раньше вы часто бывали в городе Зеленограде, и местные музыканты говорят,
что помогали вам, еще неизвестной группе, с организацией концертов. А теперь,
когда те же люди предложили вам приехать в Зеленоград сыграть, вы сочли недостаточном
сумму гонорара и отказались
- В Зеленограде у меня есть хороший друг, это Юра Тагунов, он играет в группе
"Ганди" на флейте. Он большой фанат своего дела, у него есть целая
коллекция разных флейт. Мы давно не виделись, и я очень по нему скучаю. Что
касается приезда в Зеленоград с концертом, может быть я что-то забыла, но я
не помню такого инцидента… Когда у нас совпадала свободное время, мы никогда
не отказывались от этого, было бы желание. А желание определяет не только гонорар.
Есть дни, в которые просто не поется, и заставлять себя идти на работу как на
работу… Зачем? Лучше сидеть в клубе вот в таком или лежать дома, читать книгу.
Или там ходить по лесу. Мы были вчера в горах в Алма-Ате – вот офигительно там.
Я понимаю прекрасно, что не очень возможно отказываться всегда от того, чего
тебе не хочется. Но если у тебя просто нет времени, если ты понимаешь, что сегодня
ты не хочешь петь, а хочешь молчать, то лучше этого не делать. Лучше делать
то, что хочешь.
- То есть ты можешь запросто отказаться от концерта, если у тебя нет настроения?
- По большому счету
да. Никто не приставляет дуло к виску. Я по гороскопу Рак, у меня очень быстро
меняется настроение, с одной стороны. С другой стороны – я человек довольно
уравновешенный и не могу, например, на 20 октября договориться на какой-то концерт,
а потом позвонить 20 октября и сказать: а вы знаете, мне что-то не поется. Просто
я очень полагаюсь на чутье. Если чувствую, что не надо этого делать, значит,
делать не буду. И меня никто еще не принуждал ни к чему.
- Помнится, начинали вы с авторской песни, даже какие-то призы брали на соответствующих
фестивалях, потом играли рок-н-ролл в акустике, а не так давно группа стала
электрической… Это что, творческий поиск?
- Мы не стали электрическими, мы просто пошли дальше. Дело в том, что мы пели
всегда довольно громко, бодро, с офигительными скрипичными пассажами. Людям
это нравилось, и они постоянно хотели нас в какую-то нишу впендюрить. Сначала
это была авторская песня, потом сказали, что это рок-н-ролл, потом сказали,
что мы лесбо. Поэтому я всегда люблю наблюдать за тем, что о нас еще скажут
люди. Больше всего мне понравилось, даже польстило сравнение с Вертинским. А
что касается эпитетов, которые нам просто клеили, самым загадочным был "странствующий
джаз". Что имел в виду человек, который это придумал, я до сих пор не могу
понять.
Драка в коммуналке
- Слушай, а почему ты даешь интервью одна? Где же Светлана Сурганова?
- Дело в том, что она этого делать не любит. Это во-первых. Во-вторых, у нас
в группе есть распределение обязанностей. В данный момент Светка в Питере занимается
аранжировками, я сегодня, например, разговариваю с общественностью в твоем лице.
А потом я не говорю ничего такого, под чем она не может подписаться. Мы просто
знакомы уже девять лет и друг другом просто пропитаны, я прекрасно знаю, как
она относится к какой-нибудь проблеме.
- А не устаете так друг от друга? Помнится, раньше вы жили вместе в одной комнате
в коммуналке, а потом что-то разъехались…
- Ситуация немного иная. Мы просто снимали одну комнату, в которой у нас была
студия. А сейчас она живет с мамой, и мы видимся на репетициях и концертах.
В остальное время мы часто созваниваемся. А когда снимали одну комнату на двоих,
дрались постоянно.
- Дрались? Из-за чего?
- Ну, у нее свои компании, у меня свои друзья. Я не могу сказать, что когда-либо
от Светы уставала. Мы занимались делами, работали вместе, писали песни. А что
касается личной жизни, которая безусловно у нас была, может быть, она нам и
давала друг т друга отдыхать. Хотя сейчас я думаю, нам надо встречаться чаще.
- Что же мешает?
- Ну вот опять же, видишь, вместо того, чтобы в Питер ехать, я тут интервью
тебе даю. Так получается, что мне нужно здесь по всяким делам быть. А коллектив
– он сразу в Питер улетел.
- То есть ты такой главный мозговой центр, который решает все проблемы?
- Ну это же заметно, посмотри.
- Да не с чем сравнивать, я же не видела тебя с остальной компанией, в смысле,
группой.
- Лучше и не видеть. У нас мальчики, когда проезжают несколько сот километров,
становятся просто безудержными. Абсолютно точно мы с тобой не смогли бы разговаривать,
потому что они тут же начали бы с тобой кокетничать, все как один.
Особенно наш басист.
Он это умеет.
- Что же они так?
- Так это же клево!
- Понятно, музыканты на гастролях. А к вам со Светой они как относятся? Тоже
кокетничают?
- Ой, у нас хорошие отношения. Самое главное, они меня не боятся. Я не люблю,
когда люди друг друга боятся.
- Из-за чего они могут тебя бояться?
- Дело в том, что я же автор песен, поэтому я вынуждена в некоторый момент их
строить, то есть говорить о том, что мне не нравится. А мне так плохо, когда
человек не понимает, что я хочу сказать. Но приходится.
Самиздат
- Ну вот вы приехали из Магадана в Питер, могли тогда предположить, что когда-то
будете выступать на главных площадках страны и ваши песни будут крутить на всех
радиостанциях? Или вы никогда не стремились стать известными?
- Мы приехали из Магадана в Питер и сразу стали учиться. И учиться в немузыкальных
заведениях, о чем я сейчас жалею. Дело не в этом. И надо было закончить высшие
учебные заведения. Мы это сделали, а потом начали заниматься музыкой. Но у нас
не было никогда идеи-фикс выступать там где-то. Мы действительно очень кайфовали
по жизни, нам было очень клево. Причем без всяких допингов. Вот, например, как
сейчас – поесть классно вкусного мяса. Можно так же вкусно жить каждый день.
Вот это я понимаю
- Ну и как же вы кайфовали?
- Мы пели песни, тогда еще вдвоем. Нас никто не знал. Клеили сами свои афиши.
Было прикольно. Короче, мы сами сделали макет, сами пришли в типографию, размножили,
седлали маленький тираж. Это была сводная афиша с тремя нашими концертами в
разных заведениях. Мы очень ответственно отнеслись к этому и просто заклеили
Санкт-Петербург афишами. А на эти места нельзя было клеить афиши, если это не
концерт определенного уровня, скажем так. И вот мы приходим на первый концерт,
а первый концерт был в доме-музее Анны Ахматовой ну, рублей, может, за 150.
И представляешь, туда накануне звонят ребята из горрекламы и говорят: у вас
играют "Ночные снайперы" такого-то числа? Они говорят: да. Вы знаете,
мы вас поставим на несколько сот баксов, потому что они нам заклеили всю городскую
расклейку. Мы приходим на концерт, и нам говорят: ребята, вы что обалдели, что
ли? Мы что теперь делать будем? И так было три концерта. На самом деле ни с
кого ничего не сняли, как-то мы выкрутились из этой ситуации. Я помню, как мы
шли, уже уставшие, почти все афиши уже расклеили и увидели большой такой пустой
рекламный стенд, белый. Афиши у нас были меньше формата А3, и на тот стенд,
наверное, тысяча, нет, пятьсот афиш точно бы поместилось. И я говрорю Светке:
здесь должна висеть наша афиша, в правом верхнем углу. Света говорит: а как
же мы поднимемся, это же высоко. Я говорю: фигня, я все устрою – поскольку я
легче, я сейчас заберусь тебе на плечи и наклею. Светка говорит: ну, давай.
И я забралась, наклеила. Она очень долго там висела… Кстати, сейчас происходят
забавные штуки. Потому что фанаты в Петербурге срывают все афиши "Ночных
снайперов". У нас была недавно в Питере расклейка о концерте с новой программой
"Дезертир". Мы ехали по Невскому, видим – наши афиши клеят. Делаем
круг небольшой, подъезжаем к дому, а наши красавцы уже стоят с мокрыми афишами,
готовые взять автограф. Я говорю: а где вы их взяли? Они честно признаются:
а мальчик шел, расклеивал, и мы просто брали за уголок и снимали. То есть, по
шесть афиш сразу. Нормально, да? Я говорю: "Ну, ладно, молодцы, конечно,
а кто же на концерт придет?" – "Мы придем, мы придем!"
Любовь девичья
- Ты говорила, что не хватает музыкального образования. Я тут читала, что некоторые
критики пишут о вас: одна не умеет играть на скрипке, а другая не умеет петь.
Как ты относишься к таким высказываниям?
- Есть журналисты, которые не умеют слушать. Вообще, дело критиков писать, мое
дело – петь песни.
- То есть, если ты читаешь что-то обидно для себя, ты никак на это не реагируешь?
- Для меня может быть обидной только измена человека, которого я люблю.
- О, давай о любви. О гомосексуальной. Ты же понимаешь, что я не могу не коснуться
этой темы.
- Что касается лесбийской темы, то это сейчас, на мой взгляд, просто модная
популярная фишка. Если стоят две девушки на сцене, то о них можно говорить все,
что угодно. А если еще учесть тот факт, что мы поем сильные женские песни, не
мужеподобные, а сильные, вероятно, каким-то образом можно все притянуть за уши.
Пусть притягивают, какие проблемы…
- То есть ты утверждаешь, что ничего между тобой и Светой не было?
- Я никогда вообще этого не говорила. Я, Диана Арбенина, никогда такого не говорила.
То есть сейчас, например, мне никто не может показать ни одного интервью, ни
одного высказывания моего ни в каких средствах массовой информации, где бы я
рассказывала о том, как я, скажем, нетривиально отношусь к Светке.
- Но эта фишка вами же или теми людьми, которые вас раскручивают, специально
использовалась для подогрева интереса к группе.
- Дело в том, что нас никто не раскручивал. А то, что этот факт повис, мне очень
жаль, потому что я пришла петь, а не подавать манифесты, касаемые какой-либо
сексуальной ориентации.
- Я думаю, здесь сыграл свою роль то, что некоторые ваши песни исполняются от
мужского лица.
- Таких песен очень мало. "Рубеж" – ну как ни говори, это мужчинам
свойственно преодолевать рубежи. У женщин несколько все по-другому, скажу тебе,
основываясь на своем примере. Я не могу себе представить, как я могла бы написать:
это просто рубеж, и я к нему готова. Потом, если песня клевая, какая разница,
от какого лица она написана? А что касается примеров из классики, то Владимир
Семенович Высоцкий пел: "Я "Як"-истребитель, мотор мой горит…"
И что? У него была белая горяка? Нет.
- А как происходит, что ты пишешь песню, и вдруг раз – и говоришь о себе, как
о мужчине?
- Если бы у меня был хотя бы фифти-фифти таких песен, вопрос был бы закономерен.
А таких песен раз-два и…
- И больше не будет?
- А я не знаю. У меня не бывает такого: фондю поели, сейчас пойду, песню напишу.
Такого нет.
- А вот я помню историю про написание песен, когда тебя за сопротивление милиции
забрали в отделение и ты в камере писала текст песни спичками чуть ли не на
стенах.
- Такое было на самом деле. Просто мне надо было спасти своих друзей, к которым
прицепились менты. И в камере мне ручку не давали, мотивируя тем, что не положено,
поскольку это может
спровоцировать суицид. Несмотря на то, что в камере на тот момент уже минут
тридцать лежали пластмассовая вилка с ножом, которые принес вместе с завтраком
наш директор.
- А это было первое твое попадание в милицию или раньше тоже бывало?
- Ну, это давно было. Нет, такое серьезное первое и, надеюсь, последнее. Меня
как-то отметелили в 89-м, что ли, году в Минске, на одном из центральных проспектов,
за то, что я шла босиком. Сейчас можно ходить босиком, никто не привяжется,
а тогда ко мне мент подошел и говорит: обуйся. А я несла босоножки в руке, была
в платье, между прочим. Ну и все, я не обулась, он меня пару раз стукнул. А
на фига я буду обуваться? Я могу обуться через два метра, если захочу. И он
меня стукнул дубинкой. Больно было, я там поплакала потом в подъезде. Ну неинтересно.
Давай о другом.
- Ну давай. А почему ты не замужем?
- Потому что я разведена… А ты говоришь. Надо со мной общаться, а не слушать,
что там пишут и говорят. Я действительно разведена.
- Что же так не сложилось?
- Наоборот, сложилось. Очень хорошо сложилось.
- Ты рада, что развелась?
- Нет, почему, я была рада тому, что этот факт был.
- Отметилась, типа галочку поставила.
- Нет, там была такая фатальная любовь, но все в какой-то момент имеет тенденцию
заканчиваться. Вот. И мы разошлись как в море катера. И я очень хорошо отношусь
к этому человеку. Правда, он ко мне хуже. Он до сих пор не может понять, почему
это произошло.
- То есть ты была инициатором?
- Мне свойственно быть детонатором.
- Не разочаровалась из-за неудачного опыта?
- Почему неудачного? Очень даже хороший опыт, я собираюсь его повторить. У меня
очень серьезные планы на будущее, потому что надо уже думать о наследниках.
Ну как у меня, у Дианы Арбениной, не будет сына? Это же нереально. Поэтому сейчас
второй альбом запишем и займусь наследниками. Давай последний вопрос, ладно?
- Что больше всего тебе не нравится в популярности, которая у тебя появилась
сейчас
- Пристальное внимание людей, от чего я постоянно смущаюсь. И я ничего не могу
с собой поделать, мне становится неловко. Хотя понимаю, что ничего плохого в
том, что люди подходят и говорят "спасибо". Их мнение для меня важно.
Во всяком случае, пока еще ни один человек не подошел и не сказал: знаешь, ты
плохо поешь, а Светка плохо на скрипке играет.
- Ну раз смущаешься, значит, звездная болезнь пока не наблюдается?
- Болезни? Да вот простываю. Я никак не могу согреться. А так вообще я человек
здоровый.