Подчиняя свою жизнь скрипичному ключу
Если
душа родилась крылатой, то ничего другого не остается, как дать ей возможность
выплакать все, что накопилось внутри. В строчках и нотах. Диана Арбенина (гитара,
вокал) и Светлана Сурганова (скрипка, гитара, вокал) – те самые НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ
– повстречали друг друга, несмотря на тысячи километров, разделявшие их когда-то.
Петербург – Магадан – Петербург – таким был снайперский марш-бросок длиной в
пять лет. На промежуточном финише зимой 1999 года в рядах НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ оказались
Игорь «Гога» Копылов и барабанщик Алик Потапкин – экс-ритм-секция НАУТИЛУСА.
После чего колесо истории завертелось вновь.
Светлана Сурганова: Мир тесен. И это не ново. Когда я еще училась в медучилище,
мне преподавала хирургию Ирина Александровна Колотилова. У нее есть дочка Маша
– она училась вместе с Виолеттой Суровцевой, которая, в свою очередь, была одноклассницей
Дианы, когда они учились в поселке Ягодное на Севере. Виолетка переехала в Питер
раньше, чем Динка, и, познакомившись со мной, сказала: «Знаешь, у меня есть
такая классная подруга, она здорово поет!». А Динка в 1993 году приезжала в
очередной отпуск вместе с мамой и братом в Питер. На материк, как они говорят.
И вот на улице Кавалергардской, где я до сих пор прописана, произошла эта историческая
встреча – 19 августа 1993 года.
Диана Арбенина: Потом я уехала в Анапу. Вернулась в Питер. Мы только познакомились
и тут же сыграли – в ДК Ленсовета, на конкурсе авторской песни под предводительством
Саши Григорьянца.
Светлана: Потом Динка уехала учиться в Магадан. Я на тот момент училась в Педиатрической
академии, на 3-м курсе. Грусть-печаль заела, и я рванула в Магадан, оставив
на время институт. Тогда и началась магаданская эпопея. В электричестве играем
около года, с Динкой вдвоем в акустике профессионально работаем года два, вообще
просто поем лет пять, а знакомы с Динкой шесть.
Диана: С Аликом и Гогой мы познакомились в начале января этого года. Первый
совместный концерт дали 27 января.
Fuzz: Почему именно эти музыканты попали на прицел к НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ?
Диана: У нас появился директор – Света Лосева. Она знала о наших музыкальных
пристрастиях. Нам очень нравился НАУТИЛУС всегда – кармическая группа для нас
была.
Светлана: Причем это одна из немногих групп, которая нравится в равной степени
и мне и Динке. И так получилось, что НАУ развалился, и ребята просто стали скучать,
потому что они профессиональные классные музыканты и остались невостребованны.
И вот Света решила нас познакомить с Аликом и Гогой. Они пришли к нам на концерт
в Модный клуб «Грибоедов», поговорили и решили все-таки попытаться. Приятно,
что у ребят с первого прослушивания не возникло никакого негативного впечатления,
потому что музыканты с такими именами могли и закапризничать.
Fuzz: Когда вам захотелось, чтобы ваша программа зазвучала в электричестве?
Светлана: На то есть объективные предпосылки. Электричество позволяет выступать
на больших площадках, уплотняет саунд и дает возможность доносить материал до
большой аудитории. Но вместе с этим мы не отказываемся от акустического варианта
– он достаточно самобытен, и многие, кто нас знал сначала в акустике, а потом
в электричестве, отдают предпочтение акустике.
Fuzz: А вы сами?
Диана: И тому и другому. Это два разных жанра. Когда, например, из актера делают
комика, он ломается, потому что каждому актеру хочется сыграть Гамлета. Акустика…
мы в ней очень комфортно себя чувствуем, а электричество – более ответственная
работа. И нам сейчас очень не хватает саунд-продюсера.
Fuzz: В вашей биографии фигурирует такое заведение, как казино «Империал».
Светлана: Это магаданская история. Наша первая площадка. Мы там дали 50 концертов
в период с 25 декабря по 1 мая (1993-94) и благополучным образом улетели – сначала
в Самару, где сыграли на Всероссийском студенческом фестивале, а потом поездом
приехали в Питер. Самая загадочная страница нашей биографии.
Диана: Магадан – очень классный город. Я рада тому, что оттуда уехала. Он довольно
суровый, жестокий: людям с гнилой начинкой там делать нечего. Я выросла из этого
города, он мне много дал.
Fuzz: Эти 50 концертов вас чему-то научили?
Светлана: Затравка была не слабая.
Fuzz: После этого уже не боялись сцены?
Диана: Никогда не боялись, но если нет того самого мандража, который обязан
быть перед выступлением, оно проваливается. Адреналин всегда должен быть. Когда
его нет, ты мертвый, и тебе нечего дать. Очень кайфово сказали ЧАЙФЫ по этому
поводу: «Настоящий музыкант должен всегда хотеть трахнуть зал». Когда хочешь
трахнуть зал, у тебя все получается. А когда выходишь – я вот такой весь прекрасный,
смотрите на меня и любите – никакой реакции нет.
Fuzz: Света, твои скрипичные партии от концерта к концерту меняются? Какова
доля импровизации?
Светлана: Очень много зависит от самочувствия, от того, как я чувствую инструмент
в данный день. Скрипка – она же женщина, она капризная. И я чувствую, например,
что она не дается, сопротивляется… И тогда доля импровизации минимальна, по
строго выверенной партии играю. Такие концерты для меня неудачны. Мне ужасно
нравится импровизировать. Это основное, что должен делать музыкант – чувствовать
через импровизацию. Концерты не должны повторяться.
Fuzz: Бывает, что вы приходите в зал и чувствуете, что какой-то негатив исходит
от публики? Всегда ли возможно изменить ситуацию в свою пользу и настроить людей
на себя?
Диана: Мы честно пытаемся это делать.
Светлана: Была очень сложная вылазка – мы разогревали НЕПРИКАСАЕМЫХ Сукачева.
Совершенно неблагодарное занятие – выпендриваться перед людьми, которые целенаправленно
пришли на своего любимого исполнителя, что-то им втюхивать. Тут приходится туго
– и нам, и слушателям.
Диана: Но как-то меня потом узнали в метро ребята: «Вы НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ? Мы перед
Гариком вас слушали – кайфово. Вот, распишитесь на зачетке».
Светлана: Всегда можно достучаться до человека, мне кажется.
Fuzz: Название соответствует вашему образу жизни?
Диана: Несомненно. Это некая философия уже. Это по большому счету культовая
музыка. Люди, которые на нас западают – ну все уже улетел… Либо человек совершенно
равнодушен, не придет второй раз на концерт, либо люди ходят на все концерты.
У нас есть одна фемина знакомая, которая ходит на каждый концерт. Спрашиваю:
«Чего ты ходишь? Одни и те же песни, что слушать-то?» НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ– это стиль
жизни во всем – в одежде…
Светлана: В ощущении жизни.
Fuzz: Гога и Алик участвуют в создании музыки?
Светлана: Безусловно. Каждый занимается своим делом.
Диана: У нас немножко по-другому. Сначала пишется песня, а потом на нее наворачивается
уже всё. Я считаю, что «Колыбельную По-Снайперски» сделал Гога. Мы уже уходили
с репетиции. Ребята говорят: «Ну давайте что-нибудь еще попробуем». А песня
«Колыбельная По-Снайперски» совершенно млявая была.
Светлана: Нежная, настоящая колыбельная.
Диана: А Гога сделал совершенно четко один риф, на котором вся песня и держится.
А до того на одной из первых репетиций классную песню «Католический священник»
сделал Алик. Его заслуга.
Светлана: Гармонически как-то ее собрал.
Диана: И сделал ее вкусной. Но вместе мы песни не пишем. Процесс интимный весьма
- ни со Светкой, ни с ребятами.
Fuzz: По поводу философии. Есть еще что-то до конца не устоявшееся в вашем мировоззрении?
В песнях довольно четко расставлены акценты в отношении любви, смерти, одиночества…
Светлана: Устоявшееся на данный день. Неизвестно, что будет завтра. Каждый день
– эксперимент с жизнью.
Диана: Мы каждый день что-то постигаем, и есть песни совершенно разные. Но тем
и прикольно. И потом, что писалось пять лет назад, невозможно повторить сейчас.
Человек, который пишет одну большую песню всю жизнь – это неинтересно.
Светлана: Например, если раньше пелось: «я не делю любовь пополам», то я теперь
это под бо-о-ольшим вопросом.
Диана: Однако в тексте это как было, так и осталось. И я считаю, что если есть
песня, то я не могу поменять ни слова в ней.
Fuzz: У вас появилась новая песня «Россия, 37-й». «Олег Кошевой кашляет кровью
и дни его сочтены». Вас интересует история?
Диана: Имена и что за ними стоит. Чувство времени.
Светлана: Есть люди, которые изучают историю и те, которые ее делают.
Диана: По поводу «37-го» знакомый композитор Олег Николаевич Храмушин сказал
своей дочери, когда та поставила ему эту песню: «Я не очень понимаю, при чем
здесь Кошевой, но настроение она словила». Я не леплю имена. Мол, ха – Верлен
и Рэмбо – был классный фильм, дай-ка я сейчас песню про это напишу. Такого никогда
не было. Вот полюбилось мне и всё.
Светлана: Все достаточно честно.
Диана: Я могу сказать просто. У меня все просто. Человек в жизни должен почитать
маму, папу и государство, каково бы оно ни было. Молодежный пофигизм – вот я
тут живу и мне по фиг на то, что происходит – это крайне нелепо. Я знаю, что
моя родина Россия, но я еще не прикипела ни к одному городу. Я думаю, что человек
рождается для того, чтобы познать, что такое любовь и увидеть мир. К сожалению,
буддизм – не господствующая религия в этой стране. Сидеть на пороге своего дома
и знать все о мире – это не доступно русскому человеку. Чем больше путешествуешь…
Первый наш опыт был Дания. Мы там прожили месяц. И нам это так помогло.
Светлана: Расширяет мировоззрение.
Fuzz: А как на счет посадить дерево, родить ребенка?
Диана: Конечно. Мы просто это не упомянули. Еще вырастить кролика…
Светлана: Накормить всех рыбок. Тут недавно на Желябова дерево спиливали, я
вот подумала – зачем? Это незыблемые истины, и их смешно опровергать.
Fuzz: Поговорим о любви.
Диана: Наше творчество зиждется на этом большом, светлом, взаимном чувстве.
Светлана: Это начало всех начал. Начало и конец. Если оно уйдет, то если не
все, то многое кончится.
Fuzz: Песни, в которых фигурирует Он, автобиографичны?
Диана: Все автобиографичны. Я никогда не писала про какого-то абстрактного дядьку.
Я пишу о тех людях которых люблю.
Светлана: Если пишется от мужского имени: «Я раскрашивал небо как мог», многих
это шокирует, потому что поется таким нежным низким женским голосом, суперэротичным.
Я считаю что в этом ничего страшного и зазорного нет. Почему нужно ретушировать,
как-то маскировать свои чувства, менять окончания, когда ты чувствуешь вот так
– от мужского лица?
Fuzz: Откуда берется грусть?
Светлана: От конечности всего происходящего. Мы называем это прекрасной фатальностью.
Все конечно, и все по этому поводу переживают. Мы предлагаем красиво переживать.
Глубоко, красиво, изящно.
Диана: По-настоящему веселый человек всегда грустен. Это человек думающий, который
все понимает и все видит, всегда грустит. Но делать из своей жизни декаданс
пресловутый, я бы даже сказала дадаизм – не наш путь. Мы любим жизнь. Все гармонично
достаточно, и осознанно, что самое главное.
Светлана: Никакого упадничества. Наоборот – хвост пистолетом, полный вперед!
Диана: Тут одна наша знакомая поставила нам в упрек то, что мы весело живем
и грустно поем.
Светлана: Хуже было бы – весело петь и грустно жить.
Fuzz: Коротко о ближайших планах.
Светлана: Не подраться… Не разбежаться… Очень бы хотелось встретиться с американской
публикой. Мы собираемся в Америку. Хотелось бы, чтобы это осуществилось. Человек
нас услышал по Интернету – Саша Канарский. Сделал web-страницу. Впоследствии
приехал сюда. Мы с ним записали летом акустический альбом, который назвали «Канарский».
Когда у нас возникла проблема со средствами на запись сингла, он принял в этом
спонсорское участие.
Светлана: Меня греет идея сочетания самых-самых-самых каких-то новейших электронных
вещей с живой акустикой, с живыми инструментами – и полифония.
Диана: Базируясь на этом саунде, выпустить альбом, то есть постоянно что-то
делать, делать, делать… Не сидеть и не пить водку. Это, конечно, российская
привычка, тем не менее – сейчас она изживается. Сейчас растет поколение, которое
намного здоровее, чем мы. Вот эти кухонные посиделки, бессонные ночи – это все,
конечно, прекрасно. Сейчас в принципе и рок-н-ролла как такового нет. Есть имена,
а рок-н-ролльное движение 1989-90-х себя изжило.
Светлана: Пока мы занимаемся музыкальным минимализмом.