Светлана Сурганова

Светлана Сурганова — скорее, биатлонист, чем снайпер. Участие в популярной ныне рок-группе совсем затмило всё сделанное ею автономно от Дианы Арбениной; меж тем, её творческий путь и без того насыщен и многоступенчат. Коммунальная квартира, музыкальная школа по классу скрипки, настольный теннис, медицинский институт, педиатрические КВН-ы, самиздатовские литературные сборники, фестивали авторской песни — всё это не просто было, это облегало, питало, вращалось и вертелось вокруг Светланы, ибо она всегда была в центре, всегда была сердцем, голосом и двигателем.

Она вечно бежит, на бегу и стреляет. Группа “Нечто Иное” под управлением Петра Малаховского держалась на ней. Исполнительский тандем с ещё одним поюще-сочиняющим педиатром — Светланой Голубевой был по-женски мощен и по-девичьи неотразим.

И только гораздо позже Сурганова стала частью другого тандема. Добровольная ссылка в Магадан обогатила историю русского рока группой “Ночные Снайперы”, зародившейся там сначала как питерско-магаданский дуэт. Название, естественно, появилось чуть раньше, чем опыт, и гораздо раньше, чем известность. Бежали долго, стреляли по воробьям. Любой мужчина за это время состарился бы и умер от отчаяния, но Сурганова — не мужчина, и, как истинная поэтесса, взрослеет только на бумаге.

Активное пионерско-комсомольское начало в ней не иссякло, лирическое продолжение выстояло и углубилось, а буйный рок-н-ролльный тонус, сопутствующий “снайперской” деятельности, добавил в этот молочный коктейль рома и крови. Высокий класс смешалась с небрежностью — получился стиль. Под небрежностью я подразумеваю одну-две необработанных строки, которые присутствуют в каждом её творении, будь то песня, стих или проза. Эта простодушная неловкость, происходящая опять же из-за “стрельбы на бегу”, и выдаёт сургановское авторство, она подобна развесистой подписи художника в углу картины — композицию несколько портит, за то добавляет цены…

Её песни наблюдательны и пестры, а музыка мелодична и может не только соседствовать со словами Бродского или Лорки, но и вовсе обходиться без слов. Её “Сказка…” — типичный образец прозы поэта, а стихи претендуют на хорошую прозу. Её рисунки достойны стать татуировками не только на авторском теле.

Она лишь притворяется тенью, лишь делает вид, что второстепенна, ибо во всех её начинаниях сквозит осознание собственного места, значения и незаменимости. Просто она умеет делить лидерство. Поэтому в “Снайперах” Сурганова — не роскошь, и не средство оптимального преподнесения материала, она — один из орлов этой обоюдоценной монеты. Стоит заметить, что “Желание”, “Так начинался день”, “Белые люди”, “Я иду по дороге”, “Кошка-1” (“Я видел таких свободных и чистых…”) и акустический шедевр “Я люблю тебя, слышишь…” написаны именно Сургановой. Старые её песни “Февральский ветер”, “Энергетический вампир”, “Она будет там”, “Я хочу поскорее отсюда уйти” — всё это потенциальные хиты, и дело только за тем, чтобы изъять их из авторских закромов.

Светлана Сурганова ещё покажет себя, она уже приняла низкий старт и притаилась. Постреляет — и побежит дальше.

(Константин АрбенинАнтология новейшей санкт-петербургской словесности, выпуск 6.)

 

предыдущая назад следующая