Земфира - НОЧНЫМ СНАЙПЕРАМ: "Давайте не теряться!.."
Модную группу НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ анонсируют на афишах как "самую рок-н-ролльную в Питере". Это скрипку-то и акустическую гитару?..
Передаю свои ощущения. Сидишь в крохотном, всего
на сорок мест, "Чаплин-клубе". На сцене - две милых леди, Диана Арбенина и
Светлана Сурганова. Слушаешь одну их песню, вторую... Вроде интересно, необычно,
но не более. А вот на третьей песне тебя вдруг начинает пробивать: ты уже сам
резонируешь, как скрипичная струна. Это, наверное, и есть тот самый драйв, без
которого нет рок-н-ролла...
В принципе, СНАЙПЕРЫ давно уже не акустический дуэт. Прошлым летом к девушкам
присоединилась ритм-секция бывшего НАУТИЛУСА, вместе с которой пришло и плотное
электрическое звучание.
Группа уже полюбились привередливой Москве, съездила с концертами по России. На
ОРТ показали клип, снятый на песню "Колыбельная по-снайперски". На их концерт в
российской столице пришла Земфира, послушала, а потом... пригласила к себе
домой. Всю ночь просидели, выпивали, общались. Как сказали "снайперши": "Это не
было тусовкой - это было впитыванием личностей".
- Вам повезло дважды: в первый раз - когда вас услышал в Интернете Саша
Канарский, американец русского происхождения, и предложил спонсорскую помощь; и
второй раз - когда поклонники помогли вам выпустить двойной диск ("Капля дегтя"
и "В бочке меда"). Можно рассматривать это везение как случайность?
- Каждая случайность закономерна, так что наш вариант - не случайность. Мы
просто к этому целенаправленно шли, мы не знали, как это будет, но ощущение
удачи, безусловно, было.
- Вело ощущение "своей звезды"?
- Да.
- А что еще было судьбоносного?
- Да то, что мы вообще встретились. Диана жила в Магадане, Света - в Питере.
Из разряда "чуд" и то, что наш директор Светлана Лосева подогнала под нас
ритм-секцию НАУТИЛУСА. Просто, как товарный вагон, подогнала, и все срослось -
это здорово. Нам обеим очень нравился НАУ всегда, просто кармическая группа для
нас была. И так получилось, что НАУ развалилась и ребята остались не
востребованы. Сегодня они с нами. Это барабанщик Алик Потапкин и басист Игорь
"Гога" Копылов, чудные ребята, и мы им благодарны.
- Свою ритм-секцию вы, наверное, гоняете: ребята, вы нам нужны для того, чтоб
делать нас более крутыми?..
- Нет. Мы рождаем идею, а музыканты ее оформляют. К примеру, "Колыбельную
по-снайперски" довел до ума Гога. Она была просто колыбельная, а он сделал один
рифф, на котором вся песня и держится. "Католический священник" - Алика заслуга.
Он как-то ее гармонически собрал... Ребята - действительно музыканты и профи
своего дела. А мы - идееносители. Front-girls...
- Имея в виду высокое качество текстов и музыки, вас называют женской
ипостасью БГ. Это как - напрягает, льстит, вызывает смех?
- На самом деле все прикольно, потому что сколько людей, столько мнений. Нам
очень нравится БГ, безусловно, но нам более понятно, когда нас все же сравнивают
с НАУТИЛУСОМ и говорят (учитывая ритм-секцию НАУ): "У этих девчонок такой саунд
НАУТИЛУСА!". Кто-то говорит о бардовской песне, о классических блюзах. Некоторые
плечами пожимают: да, кайфово, ни на что не похоже и мы не можем подобрать вам
определение.
- Как сами считаете, подошло бы вашему стилю такое определение: "жестокий
романс с рок-н-ролльным драйвом"?
- Здорово!
- И все же в какой степени вас можно назвать "женской" группой? В чем это
выражается? В подаче, музыке, текстах?
- В половом вопросе! Шутим. Хотя пол, конечно, довлеет, никуда от него не
деться, и, слава Богу, нам он очень нравится. Другое дело, мы какие-то слишком
сильные, мне кажется, для обыденного понимания женщины. Нет никаких вот этих
"мур-р", все очень жестко. Без соплей.
- А песни вы вместе пишете?
- Нет. Процесс этот весьма интимный.
- То есть ваши тексты автобиографичны?
- Все. И когда пишется от мужского имени, а поется таким низким женским
эротичным голосом... Зачем ретушировать свои чувства, если ты все равно
чувствуешь так - от мужского лица?
- У вас есть призыв: давайте красиво переживать то грустное, что есть. Типа
"печаль моя светла".
- Безусловно. Никакого отрицания, никакого декаданса.
- Кто ваш слушатель?
- Очень разношерстная публика - от бандитов до рафинированной молодежи. Вот
именно это-то и радует. Главное для нас - слушатель должен быть
незакомплексованным. Не нравится - говори, нравится - тоже говори, но только не
сиди и не сжимайся, вот этого мы терпеть не можем!
- Цитирую: "Самый загадочный период нашей жизни - это работа в магаданском
казино". Я представил вас на фоне магаданских братков - и жутко стало...
- Да, казино называлось "Империал", и мы проработали в нем пять лет...
Ничего жуткого не припомним, а вот смешной случай был. Посетитель один
раскачивался на стуле в такт нашим песням... и разломал его, просто в щепки!
Стул же итальянский оказался. Дорогой!
У этой истории было продолжение, уже в Питере. Мы играли в таком тематическом
месте - "Классик" называется. Исполняли песню "Тоска". И парня одного пробило
(он был восточной национальности). Подошел и говорит: "Девчонки, еще раз
спойте". Мы спели - никогда не нужно связываться. Он говорит: "Хорошо, еще раз".
После этого пригласил нас за столик. Мы сели и спели "Тоску" уже в четвертый
раз. После этого он сорвался, побежал, отрезал кому-то ухо - тут же началась
разборка, - вернулся к нам, выпил водки и говорит: "О'кей, а теперь еще раз!".
- Я думал, он вам его подарил!..
- Кого? Ухо?.. Не-е-ет!
- Наверное, бесполезно спрашивать у вас, что Земфире и Маше с "медведями" в
вас понравилось, - это у них надо спрашивать. Хотя когда вы давали первый
концерт в Москве, успех был настолько потрясающим, что Маша Макарова
непроизвольно сказала: "Как же я теперь после них на сцену-то выйду?". А что вас
привлекло в Земфире и в Маше?
- В Земфире - смелость и, конечно, профессионализм. А что касается Маши...
Нравится, что она, несмотря на все сложности, которые есть у нас всех, держится.
Она намного младше, очень хрупкая, женственная, ей немножечко сложнее, чем
Земфире. Земфира - там более жесткая харизма. Конкретно о Земфире - у нее
совершенно обалденные голосовые данные, это женский вокал, который можно
поставить в один ряд с Аллой Борисовной или Агузаровой.
- Вас, наверное, с Машей еще и то роднит, что она в Исландии сняла свой клип
"Рейкьявик", а вы жили месяц в Дании...
- Мы там ничего не делали. Просто жили.
- Как вы сказали в одном интервью: "... и это расширило наше сознание".
- Безусловно!
- А нет желания обратиться к Востоку - в Китае, к примеру, месяц пожить, в
Японии?
- С удовольствием!
- Вообще, Восток вам интересен?
- Очень интересен. Более того, мы симпатизируем буддизму, буддизм - это одна
из величайших религий - ну, что тут еще скажешь?.. А я (это говорит Света
Сурганова) использую для оздоровления какие-то асаны, я одно время очень
увлекалась йогой, и, в общем, это поддерживает мой тонус.
- Планы?
- Тривиальные - петь, записывать альбомы и постоянно развиваться. Собираемся
скоро лететь в Америку.
- Наверное, было бы супер, если б Сева Новгородцев пригласил вас в Лондон,
поиграть акустику на "Би-Би-Си"...
- Кстати, о птичках: если речь пойдет о том, что мы выберем, я думаю, мы
поедем в акустике. Unplugged. Это более прикольно.
Кстати, о приколах. Пресловутый миллениум НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ встретили в поезде,
который мчался сквозь ночную мглу из Минска в Питер. В купейном вагоне оказалось
всего три человека - Диана, Света и проводница. "Девочки, может, что случилось?
- допытывалась она. - В такой день только по скорбным делам ездят." Отнекиваясь,
"снайперши" угощали сердобольную проводницу мартини: "Пейте, пейте! Это не вино,
а такой компот!..".
- Новогодняя ночь в поезде - это вызов был?
- Ничего подобного. Просто дата достаточно необычная. Какая-то вся круглая,
поэтому и встретить хотелось необычно. А потом, не хотелось обижать кого-то из
друзей, к которым мы чисто физически не успели бы попасть, кого-то не успели бы
навестить. И поэтому мы просто решили слинять.
И на закуску - для непосвященных. Однажды зимним магаданским вечером Диана
Арбенина и Светлана Сурганова шли на работу в казино, где исполняли свои песни.
Когда они переходили дорогу, на перекрестке тормознула машина. В открывшееся
окно выглянул мужчина и, явно заигрывая, с усмешкой спросил: "На охоту
собрались, девочки?". Видимо, чехлы, в которых были инструменты, в темноте
показались ему винтовками... Так у дуэта появилось название - НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ.
Андрей ЮДИН